Главная страница AllCurtains.Ru » Декорирование окон гардинами и шторами » Подготовка ткани к раскрою


Подготовка ткани к раскрою
Прежде чем резать ткань, неплохо иметь хотя бы самые элементарные сведения о видах и свойствах тканей. Это поможет правильно выбрать метод раскроя, режим тепловой обработки и оптимальную технологию пошива.

Чтобы изделие имело успех, прежде чем кроить, необходимо удостовериться, что понравившаяся вам ткань подходит для выбранной модели декора оконных проемов. Особенности выбранного материала всегда в итоге оказывают решающее значение для внешнего вида изделия, поэтому нельзя покупать ткань наугад. Возьмите себе за правило — покупать материал всегда только высокого качества, не гонясь за дешевизной. Ведь от цены часто зависят хорошие эксплуатационные качества ткани, включающие в себя прочную окраску, специальную обработку против усадки, подверженность химической чистке.

Например, самые простые хлопчатобумажные ткани часто создают определенные проблемы для тех, кто не имеет достаточного опыта. Особенно так называемые «несминаемые», с обработкой для быстрого высыхания после стирки. Трудность здесь заключается в том, что специальная пропитка обычно фиксирует перекосы нитей основы и поэтому невозможно определить ровное направление долевой.

Кроме того, не рекомендуется без определенного навыка пробовать работать с клетчатыми или полосатыми тканями, вельветом, бархатом, трикотажем, атласом и шифоном. Сначала необходимо приобрести навыки работы с ними.

Ткани бывают натуральные (хлопок, лен, джут, шерсть, шелк), искусственные (вискоза), синтетические (капрон, нейлон, полиэстер и пр.); выпускаются также смесовые ткани.

Точный состав ткани обычно указывается на ярлыке, прикрепляемом к рулону. Но и в домашних условиях не очень сложно проверить, какой материал у вас в руках. Поднесите зажженную спичку к узенькой полоске ткани. Натуральная ткань горит: хлопок сгорает так же, как бумага; жженая шерсть сворачивается в шарик и испускает специфический запах паленого волоса; шелк горит, будто подскакивая над спичкой, ничем не пахнет. Пепел натуральных волокон растирается в тонкий порошок. Синтетические ткани не горят, а плавятся. Смешанные горят, но их пепел нельзя до конца растереть, на
пальцах остается комочек.

Определение лицевой и изнаночной сторон. Приступая к раскрою ткани, прежде всего следует определить ее лицевую и изнаночную стороны. Существуют различные способы определения. Иногда это можно узнать по тому, каким образом ткань сложена или смотана в рулон. Льняные и хлопчатобумажные ткани чаще всего заматывают в рулоны лицевой стороной наружу, а шелковые и шерстяные — лицевой стороной внутрь. Если рулон длинный, ткани принято сматывать лицевой стороной внутрь. Обычно лицевая сторона более глянцевая, чем изнаночная, за исключением блестящих материалов типа парчи, где блестящий узор выткан на матовом фоне.

У многих материалов легко различаются лицевая и изнаночная стороны.

На тканях саржевого типа переплетения диагональные рубчики располагаются с изнаночной стороны справа налево и снизу вверх. У тканей с выпуклой фактурой лицевая сторона рельефнее. Кромка с лицевой стороны мягче и выглядит аккуратнее. Печатный рисунок с лицевой стороны всегда ярче. Если трудно определить, какая сторона лицевая, выберите ту, где меньше дефектов. Довольно часто встречаются материалы, на которых лицевая и изнаночная стороны не различаются вовсе. После определения лицевой стороны ткани следует внимательно изучить ткань: выявить изъяны, определить характер рисунка, направление ворса. Вы должны также отметить на ткани все дефекты, если они есть — пятна, бракованный рисунок, дыры, штопку и прочее. Эти дефекты при раскрое должны попасть в выпады или на закрытые участки.

Рисунок ткани. При раскрое ткани с печатным рисунком большое значение имеют его характер и степень сложности. Так, например, ткани с рисунком в клетку или в полоску относятся к числу трудных для раскроя, так как подгонка клеток и полосок при последующем соединении деталей изделия требует от исполнителя внимательности и опыта. Кроме того, необходимость подгонки полосок или клеток влечет за собой дополнительный расход ткани, и это необходимо учитывать, приобретая материал.

Ткани с крупнофигурным цветочным или геометрическим рисунком тоже вызывают трудности в раскрое. Раскладывая выкройки на такой ткани, необходимо заботиться уже не только о совпадении частей рисунка в швах, но и внимательно следить за правильным размещением рисунка на деталях выкроек: центры рисунков должны совмещаться с центральными линиями гардин или штор или располагаться симметрично относительно них. Желательно вообще не резать рисунки на видных местах.

Цветочные рисунки на тканях могут быть направленными и разносторонними. Возьмите за правило: на тканях с направленным рисунком выкройки всех деталей должны быть расположены в одном направлении. Такое расположение выкроек обычно несколько увеличивает расход ткани, однако детали изделия, раскроенные без соблюдения этого правила, то есть без учета направленности рисунка, кажутся иногда выполненными из разных тканей, а это значительно снижает качество и внешний вид изделия.

На тканях с разносторонним цветочным рисунком, а также гладкокрашеных или с мелкофигурным рисунком (в горошек и пр.) выкройки можно раскладывать в любом направлении.

Синтетические ткани гладят негорячим утюгом. Во всех случаях температурный режим лучше проверить на небольшом лоскуте. По своему строению ткань (за исключением нетканых материалов) представляет переплетение долевых и поперечных нитей (основы и уткб). Последовательность переплетения (полотняное, сатиновое, саржевое, атласное и др.) определяет фактуру ткани.

Производя раскрой, необходимо помнить, что одна и та же ткань ведет себя по-разному в зависимости от направления нити. Долевая нить не растягивается и дает возможность создать более устойчивую форму, поперечная более подвижна, легче поддается влажно-тепловой обработке, а ткань, положенная под углом 45° (по косой), способна принимать любую криволинейную конфигурацию — падать красивыми складками, образовывать оборку и т. д., утюгом ее можно растянуть очень сильно, придав нужную форму.

Ткани, не подверженные усадке, перед раскроем разглаживают, а подверженные усадке — декатируют, то есть прополаскивают в горячей воде, затем в холодной и высушивают или гладят через влажную ткань. Затем заворачивают в мокрую простыню и гладят через проутюжильник.

Перекошенную ткань выравнивают — отрез растягивают сначала за противоположные углы, потом в длину и проглаживают с изнанки. Если ткань не боится влаги, ее предварительно слегка сбрызгивают.

Прежде чем приступить к раскрою, ткань надо разложить на столе и внимательно проверить, нет ли на ней каких-либо изъянов. Вытянутые нитки, пятна, дырочки, обесцвеченные участки обводят с изнанки мелом или ниткой.

Поскольку ткани бывают разными, то и раскладывают их для раскроя по-разному. Проще всего, конечно, иметь дело с тканями однотонными или мелкорисунчатыми, двусторонними, без ворса. Раскраивая их, надо думать только об экономной раскладке. Чаще всего отрез перегибают по долевой нити, совмещая лицевые стороны и скалывая булавками по сгибу и краям. Узкую ткань перегибают не по длине, а по ширине (вразворот).

Ткани в крупную симметричную полоску или клетку раскладывают так, чтобы центр полоски или клетки совпадал с серединой шторы.

Прежде всего располагают крупные детали выкройки, а затем мелкие. Ткань должна использоваться экономно, поэтому надо стремиться к тому, чтобы просветы между деталями были минимальными. Детали выкройки прикалывают в нескольких местах булавками и обводят тонкой сплошной линией. Отмечают пунктиром припуски на швы, снимают выкройку, скалывают ткань булавками и раскраивают. На нижний слой раскроенных деталей переносят силками, булавками или резцом все фасонные линии и контрольные точки.

Прежде чем вы начнете резать ткань, тщательно проверьте ее на наличие брака. Если вы его обнаружите, старайтесь резать ткань по нему, если он расположен по прямой линии, или раскроите ткань так, чтобы он ушел в подшивку или подгибку. Если брака слишком много, такую ткань нельзя использовать.

Прежде чем резать ткань, отмерьте нужную длину и дважды убедитесь, что вам ее хватает. Ткань нужно резать очень аккуратно по рисунку, но иногда на набивных тканях рисунок смещается и вся ткань перекашивается, тогда перед пошивом ее необходимо сбрызнуть водой и выровнять (вытянуть или припосадить) горячим утюгом. Убедитесь, что рисунок на обоих полотнищах совпадает.

После того, как вы отрезали все полотна, обозначьте лицевую сторону и направление долевой нити (если ткань однотонная), поскольку она может иметь небольшие оттенки при переворачивании в вертикальное положение.

Старайтесь вообще не складывать отрезанные полотнища, но если их все-таки нужно сложить, следите, чтобы они были сложены по длине, а лучше перекиньте ткань через комнатную дверь так, чтобы она свободно отвисала.

Ткани с каймой. Во многих портьерных и гардинных тканях с одной или с обеих сторон есть декоративная кайма. Она может быть использована различными способами. Когда кайма проходит по обеим сторонам ткани, то при соединении полотен она будет видна на каждом шве. Если кайма не нужна, то ее нужно будет срезать при стачивании полотнищ по ширине. Срезанной лишней каймой можно оторочить по периметру всю штору или гардину.

На тканях с ворсом (бархат, панбархат, вельвет, велюр) или с односторонним рисунком детали выкройки кладут так, чтобы ворс (рисунок) шел в одном направлении. Ворсовые ткани дают эффект большей глубины цвета, если ворс направлен снизу вверх.

При их раскрое выкройки деталей должны располагаться на тканях в одном направлении, так как различное направление ворса на соединенных деталях изделия влечет за собой разнооттеночность.

В готовых изделиях из длинноворсовых тканей, таких, как вельвет, бархат, панбархат, плюш и бобрик, ворс должен быть направлен снизу вверх, чтобы ткань в изделии имела матовый оттенок. Напротив, кopoткoворсовые ткани (фланель, байка, замша, шерстяная ткань с ворсом) раскраиваются с таким расчетом, чтобы в готовом изделии ворс на всех деталях был направлен сверху вниз, иначе ткань будет закатываться и иметь неопрятный вид.
 
(Голосов: 0)
 



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.